История
^ Наверх

На основании решения Ученого совета ФГБОУ ВО "ВГАФК" в августе 2019 года центр дополнительного образования и международного сотрудничества был переименован в факультет дополнительного образования и международного сотрудничества. 

В свою очередь, управление дополнительного образования было создано в августе 2012 года вследствие слияния двух факультетов: факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов  и факультета довузовской подготовки. Каждый из факультетов имеет свою богатую историю создания и становления.

 Факультет повышения квалификации открылся в Волгоградском государственном институте физической культуры в октябре 1981 г. Его первым деканом стал к.п.н., доцент П.И. Черкашин, которому к этому времени довелось организовывать деятельность уже второго факультета нашего образовательного учреждения (он был первым деканом спортивного факультета в 1963-1965 гг.) и совмещать эту работу с выполнением функциональных обязанностей декана факультета заочного обучения (1976-1989 гг.). Первым методистом факультета повышения квалификации была назначена М.Б. Тихонина. В январе 1986 г. деканат возглавил мастер спорта, доцент В.И. Саввин. С мая 1986 г. была введена ставка секретаря деканата, и на эту должность была принята А.С. Гречанникова.

С таким штатным расписанием (декан, методист и секретарь) факультет существовал до конца января 1992 г. В 1992-1995 гг. деканат факультета повышения квалификации стал подразделением деканата факультета заочного обучения, и возглавить его было доверено к.п.н., доценту В.И. Мамзину, руководившему в то время образовательным процессом студентов-заочников. В 1995 г. факультет повышения квалификации вновь превратился в самостоятельное подразделение вуза во главе с деканом д.м.н., профессором С.Н. Кучкиным. Методистом была назначена доцент Н.В. Седых, секретарем – А.Л. Власова. С этого времени факультет повышения квалификации начал работать на условиях самофинансирования. В последующие годы деканами факультета были д.п.н., профессор Ю.А. Зубарев (2002-2003 гг.), д.п.н., профессор В.П. Черкашин (2003-2005 гг.), профессор А.А. Кудинов (2005-2012гг) и доцент А.Э. Бабашев (2012-2015 гг.). В 2003 г. факультет получил свое современное наименование – факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов. В том же году вместо ставки секретаря деканата была введена ставка координатора, и на эту должность назначена М.Б. Тихонина.

История факультета довузовской подготовки в нашем вузе начинается с назначения в сентябре 1995 г. заместителем декана факультета базовой подготовки по работе с иностранными студентами к.п.н., доцента В.Н. Сергеева, по прошествии времени назначенного в октябре 1998 г. и первым деканом самостоятельного факультета, которым он успешно руководил до начала 2003 г. Факультет довузовской подготовки был образован с целью совершенствования работы по профессиональной ориентации и развитию познавательного интереса старшеклассников к сфере физической культуры и спорта, поиска и поддержки способной молодежи, подготовки учащихся и зарубежных абитуриентов к поступлению в Волгоградскую государственную академию физической культуры. В период с января 2003 г. по сентябрь 2009 г. его возглавлял доцент А.А. Ермолаев, уступивший затем эту должность доценту А.Э. Бабашеву. Последний вместе с методистом Н.А. Пономаревой осуществляли возложенные на деканат факультета функции в 2009-2010 учебном году.

                         

Декан факультета повышения
квалификации (1995-2002)
заслуженный работник высшей
школы Российской Федерации,
мастер спорта, доктор
медицинских наук, профессор
С.Н. Кучкин.

К работе на факультете были привлечены лучшие преподаватели академии, а также ведущие учителя средних общеобразовательных учебных заведений Волгограда. Нельзя не отметить вклад в становление и развитие факультета довузовской подготовки прежних методистов И.К. Спириной, Н.В. Софичевой и Р.А. Поповской. В разное время на факультете весьма эффективно работали с иностранными слушателями преподаватели русского языка Л.Н. Гребенюк, Т.П. Слепова и Г.В. Ревазян.

Первыми иностранными слушателями, прошедшими обучение на факультете, стали несколько граждан Марокко, а первым аспирантом – гражданин Египта Самир Мнавер. С 1995 г. по август 2012 года на факультете довузовской подготовки прошли обучение более 70 иностранных граждан из Бангладеш, Вьетнама,  Египта, Индии, Иордании, Марокко, Пакистана и Сирии.

Сегодня факультет дополнительного образования и международного сотрудничества осуществляет активную деятельность в сфере дополнительного профессионального образования. Хорошие перспективы дальнейшего ее развития обусловлены наличием в академии высококвалифицированных профессорско-преподавательских кадров, оригинальных и постоянно обновляемых на содержательном уровне учебных программ, отличной материально-технической базы для проведения теоретических и практических занятий.

Деятельность факультета дополнительного образования и международного сотрудничества осуществляется по плану, утверждаемому ректором перед началом очередного учебного года и проходящему согласование с Департаментом науки и образования Министерства спорта Российской Федерации.

За период со дня основания факультета повышения квалификации по настоящее время были разработаны в общей сложности более 30 дополнительных профессиональных образовательных программ, среди них: «Организация и управление физической культурой и спортом на современном этапе», «Основы современного экономического развития в сфере  физической культуры и спорта», «Физическая реабилитация», «Социально-психологическая реабилитация детей-инвалидов», «Современные проблемы физического воспитания дошкольников», «Современные проблемы физического воспитания в школе», «Физкультурно-оздоровительные системы и технологии», «Техника и организация спортивного туризма», «Средства и методы совершенствования спортивного мастерства в восточных единоборствах», серия учебных программ «Современная система подготовки спортивного резерва» применительно к акробатике, художественной и спортивной гимнастике, боксу, легкой атлетике, футболу, баскетболу, волейболу, плаванию, «Психологическое обеспечение подготовки спортсменов», «Система менеджмента качества образовательной деятельности» и ряд других.

    cherkashin-p-i.jpg     

Декан факультета повышения
квалификации (1981-1986)
кандидат педагогических наук
доцент П.И. Черкашин.

        

Декан факультета повышения
квалификации (1986-1992)
мастер спорта,
доцент В.И. Саввин.

     mamzin.jpg

Декан факультета повышения
квалификации (в составе факуль-
тета заочного обучения,
1992-1995) заслуженный работник
физической культуры РСФСР,
кандидат педагогических наук,
доцент В.И. Мамзин.

  

Декан факультета повышения
квалификации (2002-2003)
заслуженный работник высшей
школы Российской Федерации,
доктор педагогических наук,
профессор Ю.А. Зубарев.

cherkashin.jpg

Декан факультета повышения
квалификации и профессиональной
переподготовки специалистов
(2003-2005), работник физической
культуры Российской Федерации,
доктор педагогических наук,
профессор В.П. Черкашин.

          

Декан факультета повышения
квалификации и профессиональной
переподготовки специалистов
(2005-2012) заслуженный работник
 высшей школы Российской Федерации,
доктор педагогических наук,
профессор А.А. Кудинов

Наибольшей популярностью пользуются курсы повышения квалификации по следующим программам: «Классический, рефлекторный и точечный массаж» (контингент слушателей – студенты ФГБОУ ВО «ВГАФК» и ГБОУ ВО Волгоградский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации, а также практикующие массажисты из числа лиц, не имеющих профильного профессионального образования), «Дидактика высшей школы» (контингент слушателей – преподаватели и сотрудники различных кафедр нашей академии).

2008 г. Курсы массажистов.
2008 г. Курсы массажистов.

Формы повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов адаптированы к требованиям времени. Слушателям предлагаются следующие варианты обучения: очная форма с отрывом от производства (дневные курсы); вечерняя форма без отрыва от производства (непрерывные курсы); работа с малыми группами (3-5 человек); работа по индивидуальным программам, в том числе стажировка.

Следует отметить тот факт, что при относительно стабильном на протяжении последних лет общем количестве лиц, привлеченных к обучению по дополнительным профессиональным образовательным программам, наметилась отчетливая тенденция к увеличению числа выдаваемых документов государственного образца по итогам прохождения слушателями более продолжительных (свыше 500 часов) курсов профессиональной переподготовки.

Профессиональная переподготовка организуется по программам «Физическая культура и спорт» с различными специализациями, «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)», «Менеджмент организации», «Психолого-педагогическое образование».

Факультетом дополнительного образования  и международного сотрудничества ежегодно проводится рекламная кампания с рассылкой соответствующих писем в районные органы руководства физической культурой и спортом Волгоградской области и в областные спорткомитеты близлежащих субъектов Российской Федерации. На протяжении последних 5 лет на организованных в академии курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки обучались слушатели из 18 регионов нашей страны (Саратовской и Астраханской областей, Москвы, Ижевска, Самары, Находки, Твери, Ростова-на-Дону, Санкт-Петербурга, Краснодарского края, Кемеровской области, Южно-Сахалинска, Республики Северная Осетия – Алания, ряда других городов и областей), а также из-за рубежа (Арабская Республика Египет).


                                                               
Один из слушателей курсов профессиональной переподготовки
проходит компьютерное тестирование  рамках входного контроля
профессиональной подготовленности.
                   
На курсах по спортивной аэробике.

Кроме того, факультет дополнительного образования и международного сотрудничества  осуществляет контроль за разработкой планов профориентационной работы на кафедрах, формирует общевузовский план профориентационной работы, руководит подготовкой нормативных требований к вступительным испытаниям профессиональной направленности (проводимых академией в дополнение к учету результатов ЕГЭ), готовит необходимую документацию для работы приемной комиссии (бланки, экзаменационные листы и прочее), заключает договоры об информационном сотрудничестве (в том числе на размещением рекламы в средствах массовой информации), проводит консультирование заинтересованных лиц по вопросам поступления в академию и последующего обучения, дает ответы на запросы и письма по вопросам приема и обучения в вузе, организовывает и проводит «Дни открытых дверей», ежегодно подготавливает, издает и распространяет методическое пособие «Условия приема и нормативные требования для поступающих в ФГОБУ ВО «ВГАФК», организует работу по обучению студентов из числа иностранных граждан.